Методическая работа

Средняя школа №10 "Пересвет", г.Бердск

Методическая работа

 

  В нашей школе создана методическая служба, назначение которой - развитие творческого потенциала каждого учителя через методику личностно ориентированного обучения, направленного на рост уровня образованности, воспитанности и развитости ученика

 Положение о школьных методических объединениях учителей-предметников

Положение о методическом объединении классных рукодителей 

 

  

  1. Методический совет является органом, координирующим и контролирующим методическую работу.
  2. МС ориентируется на реализацию научно-методической темы.
  3. МС рассматривает инновации, нововведения, представляемые МО.
  4. МС рассматривает актуальные проблемы, от которых зависит эффективность и результативность образовательного процесса.
  5. МС рассматривает тематику заседаний педагогических советов, которая утверждается педсоветом.
  6. МС подотчетен высшему органу - педагогическому совету.
  7. МС могут быть вынесены на заседание вопросы, требующие участия в их решении всего педагогического коллектива.
  8. МС функционирует и как орган, способствующий совершенствованию профессионального мастерства педагога, росту его творческого потенциала.
  9. МС утверждает руководителей методических объединений, в чьи обязанности входит ведение методической работы.
  10. МС рассматривает, утверждает и рекомендует представленные кандидатуры педагогов на присуждение им квалификационных разрядов, премий, наград.
  11. МС рассматривает и утверждает представленный передовой педагогический опыт.
  12. МС планирует проведение семинаров, практикумов, которые служат как для повышения педагогического мастерства, так и для пропаганды передового педагогического опыта школы.
  13. В МС входят руководители методических объединений, заместители директора .
  14. Председателем МС является заместитель директора по УВР, курирующий методическую работу, секретарь из числа членов МС. Председатель несет ответственность за исполнение решений МС.
  15. Заседания МС проводятся 4-5 раз в год. Ход заседания протоколируется.
  16. План заседаний МС составляется и утверждается его членами сроком на один год, но в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы.
  17. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МС, сдаются в методическую библиотеку.

   В школе работает несколько методических объединений (МО). Их общая методическая тема: «Создание дидактических условий для создания ситуации успешности и эффективности образовательного процесса».

 

 

 

 

1.  МО учителей математики и информатики.
Тема:  Совершенствование форм организации учебной деятельности учащихся и путей построения урока.
Задачи:

-  Знакомство с новыми результативными технологиями.

-  Изучение и использование в своей работе современных методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания.

-  Организация  работы с учащимися мотивированными на учебу, расширение объема средств мотивации.

2.  МО учителей гуманитарного направления, объединяющее учителей литературы, иностранного языка, истории.
Тема:  Совершенствование коммуникативных способностей учащихся.
Цель:    Формировать личность, готовую к самоопределению и саморазвитию.
Задачи:

-  Изучить инновационные технологии в области преподавания иностранного языка с целью повышения качества обучения.

-  Совершенствовать методику коммуникативной компетенции обучающихся за счет создания условий для дополнительной речевой практики: продуктивной - говорение, письмо. Рецептивной – чтение, аудирование

-  Формировать функциональную грамотность средствами иностранного языка

   

3. МО учителей естественно-научного цикла, объединяющее учителей физики, химии, биологии, географии.
Задачи:

-  Продолжить интеграцию предметов естественно-научного цикла.

-  Включать каждого ученика в активную деятельность по организации образовательного процесса.

-  Формировать у учащихся устойчивый познавательный интерес.

-  Продолжить создание положительного эмоционального поля «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-учитель»

-  Работать в направлении обеспечения материально-технической базы кабинетов естественно-научного цикла.

4. МО учителей начальных классов.
Задачи:

Совершенствование воспитательного процесса в области формирования личности школьника, его нравственных и трудовых навыков.

-  Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности, применяя современные методы обучения и технические средства.

-  Изучение и использование в работе опыта лучших учителей.

-  Акцентирование внимания на повышения уровня самообразования каждого учителя.

-  Развитие  взаимодействия коллектива учителей, семьи, обучающихся с целью единства подходов к решению поставленных задач.

5. Творческие группы учителей, образующиеся при решении образовательных задач школы через участие в конкурсах разного уровня. В 2007 – 08 году в школе проведены два методических конкурса: «Здоровье» и «Уроки функциональной грамотности», в которых участвовали все учителя школы.

  

Одним из активных направлений деятельности методической работы педколлектива школы является создание и развитие здоровье сберегающей среды для успешного образования и развития ребёнка. Ни для кого не секрет, что состояние оптимальной работоспособности, как взрослого человека, так и школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием, с функционированием всех систем организма. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально – познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности. Здоровый человек любит жизнь. Одним из критериев эффективности работы образовательного учреждения  по критериям приоритетного национального проекта «Образование» является «Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся».

 

Организация учебного процесса

 

  Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении последних лет. Результатом реализации программы «Здоровье» является стабилизация, а по некоторым показателям и снижение уровня заболеваемости.

   К здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии, которые основаны на возрастных особенностях образовательной деятельности, оптимальном уровне сложности учебного материала, оптимальном сочетании статической и динамической деятельности детей, использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации. Тема оптимального распределения учебной нагрузки учеников является для нашего коллектива актуальной. Перегрузка приводит к утомлению, усталости, снижению работоспособности,  а время учащегося и ученика расходуется неэффективно. Продолжительность недельной нагрузки определяется 24 часами в начальной школе и 32 часами в основной согласно учебному плану.     В объеме максимально допустимой недельной нагрузки учащихся наряду с обязательными входят все часы дополнительных занятий (факультативных, групповых, индивидуальных).

   Однако, это не единственный показатель, определяющий нагрузку, к ним относятся объём домашних заданий, уровень стресса, гиподинамии, порождаемых неэффективно организованным образовательным процессом.

   К учебно-воспитательному процессу предъявляются особые требования:

     - строгое регламентирование учебной нагрузки (количество уроков в течение дня, недели и года);

     - учет динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и учебного года.

    В оздоровительных целях в школе создаются  условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. В начальной школе эта потребность реализовывается посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2-х часов: физкультминутки на уроках (по 5мин.); подвижные игры на всех переменах, прогулки после уроков; уроки физкультуры (не менее 2-х часов в неделю для всех классов); внеклассные формы спортивных занятий.

    Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления. Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения проводятся физкультурные паузы и упражнения для глаз. Увеличение объема двигательной активности за счет организации и проведения внешкольных физкультурно – оздоровительных мероприятий решает проблему гиподинамии в раннем возрасте.

  

   Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (Ц.Н.С., зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника,  но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

   

  Уроки физической культуры обеспечивают педагогический и гигиенический минимум разносторонних образовательно- воспитательных воздействий и двигательной активности, необходимых для формирования потребностей в систематическом использовании движений для сохранения здоровья учащихся.

   Физкультурные минутки или физкультпаузы  на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогает ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей  на последующем этапе урока. Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины), мелких мышц кистей. Являются обязательными для всех классов начальной школы.

    Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в ГПД обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

     Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, мы установили:

       - движение является  неотъемлемой частью любого обучения;

      - недостатки в движении снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;

       - знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.

  Объем двигательной активности ребенка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.

   В каждом классе начальной школы обеспечивается питьевой режим: стоят куллеры с чистой водой, разовые стаканчики. Ежедневные прогулки группы продлённого дня продолжительностью не менее 1,5 часа.

   Для успешного вхождения детей в школьную жизнь, для снятия школьной тревожности в 1 – 2 классах введена безотметочная система оценивания. Учет достижений учащихся по предметам предоставляется в виде игровой таблицы «Солнышко», «Яблоня», «Ёлочка» и др. На этих таблицах у каждого ребёнка есть свой лучик или яблочко, в который он приклеивает квадратик только за отличную работу, за достижение. Тем самым он видит, насколько он и его одноклассники продвинулись вперёд, тогда формируется адекватная самооценка, вырабатывается навык самоконтроля. Качество выполняемых работ определяется самим ребёнком в устной форме при совместном обсуждении и сопровождении учителя. Критерии оценивания вырабатываются совместно учениками и учителем.

    Решая проблему перегрузок, мы провели опрос старшеклассников. «Какие типы уроков вы считаете наиболее эффективными?»  - отвечая на этот вопрос, ребятами были отмечены уроки – презентации, уроки – дискуссии, уроки – конференции и т.д. Ребятам нравятся мероприятия, которые проходят в предметные недели. Очень утомляет ребят пассивное восприятие материала. Также постоянно отслеживается объём домашних заданий. Грамотно выбранные учителем технологии позволяют, не снижая эффективности образовательного процесса, создавать условия для сохранения здоровья учащихся.

 

 Физкультурно-оздоровительная работа

  

   Одним из важных звеньев системы физического воспитания в школе является спортивно – массовая и оздоровительная работа. Физкультурно – оздоровительная работа проводится в основном во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития. Все мероприятия проводятся согласно плану воспитательной работы школы и города.

    Основными формами физкультурно – оздоровительной работы  в школе являются:

·  Проведение 3 урока физкультуры 3 урок физкультуры входит в учебный план школы. Задача урока: повышение двигательной активности. Формы проведения урока: организация подвижных игр, эстафет, спортивных состязаний, работа групп ОФП, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, зрения, дыхательных путей.

Освобождённых по медицинским показаниям от физкультуры 20 человек, но они освобождены только от активной формы. Изучая  теоретический материал по физкультуре учащиеся создают учебные проекты по предмету, работают над рефератами.

·  Физкультминутки – проводимые на третьем уроке, по сигналу короткий звонок. Комплекс физкультминуток разрабатывают физорги классов, под руководством учителя физкультуры Чикановой А.М. Каждый класс участвует в конкурсе на «Лучшее проведение физкультминуток», на приз директора школы. Оценка о проведённой физкультминутке заносится в специальный дневник, по результатам подводятся итоги конкурса, и проводится награждение на заключительной линейке «Достояние года»

·  Спортивные соревнования - неотъемлемая часть педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне физически развитых детей. Это «Весёлые старты», «А ну-ка парни», «Зарница», «Лёгкоатлетическая эстафета», «Турслёт». Важными условиями их проведения являются массовость, стабильность, организованность. Соревнования проходят: внутри классов, между параллелями, между всеми классами. А также учащиеся школы принимают активное участие в школьной и городской Спартакиаде школьников по волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике, шахматам, футболу, настольному теннису. Задачи, решаемые с помощью соревнований, многообразны:

   - Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию личности;

   - Воспитание гражданственности и патриотизма, коллективизма и дружбы;

   - Повышение дисциплины и организованности;

   - Повышение спортивно-технических результатов учащихся;

   - Пропаганда и популяризация здорового образа жизни;

   - Возможность участия каждого школьника.  

·  Спортивные праздники – проводятся 2 – 3 раза в год. Каждый праздник тщательно готовится, пишется положение, продумывается оформление, обеспечивается информативность. Это «А + Б = на старт» традиционный спортивный праздник.  В программе спортивного праздника предусматриваются:

-  Торжественное открытие

-  Массовые соревнования;

-  Показательные выступления;

-  Номера художественной самодеятельности;       

-  Участие родителей;

-  Награждение. 

 

 

Профилактическая работа 

   Одно из направлений программы здоровье  - Профилактическая работа. Вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма уделяется особое внимание, так как в школе 20% составляют дети из неблагополучных семей.

    В школе проходят встречи со специалистами, которые проводят беседы на темы по здоровьесбережению:

-  «Гигиена девочка – подростка» для  9 – 11 классов.

-  Беседы по ПДД инспектором ГБДД .

-  О наркотических средствах.

    Регулярно на классных часах, на уроках ОБЖ проводятся беседы  по пропаганде здорового образа жизни: «О вреде курения» , «Осторожно чесотка» , «Береги здоровье смолоду» , «Вредные привычки» ,  лектории «Наркомания болезнь века» .

    Так как школа расположена вдоль проезжей части вопрос безопасности дорожного движения для нас очень важен. Педагогом – организатором Лямцевой О.Я. разработана программа «Безопасность дорожного движения». Учебный год мы начинаем с инструктажей по правилам дорожного движения. При проведении «Дня здоровья и безопасности» обязательно включаются вопросы ПДД. Учащиеся начальной школы проводят уроки – практикумы выходят на улицу и учатся переходить дорогу прямо на месте. Каждый  ребёнок вместе с родителями разрабатывает свой  безопасный маршрут до школы и обратно.

   Ежегодно осуществляются поездки в Автогородок г. Новосибирска, где ребята  в игровой форме отрабатывают поведение на дорогах.

    В  традиционном городском конкурсе «Безопасное колесо» наши ребята показывают хорошие результаты на этапах «Плакат», «Агитбригада», «Вождение».

    Также для профилактики правонарушений школа активно сотрудничает с подразделенияем города по делам несовершеннолетних (ПДН), с территориальным центром социальной помощи семье и детям (ТЦСПСиД) "Юнона", Отделом по делам молодёжи (ОДМ), с отделом социального обеспечения населения (ОСОН или СоцЗащита по-старому). Проводятся совместные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

 

Психологическое здоровье. 

   Целью работы школьного психолога является создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.

Гармонично развивающийся человек, прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм и использует их как опыт в последующей жизни. Развитие человека осуществляется в рамках, принятых данной культурой и обществом. И, конечно, такой человек сможет успешно выполнять необходимые социальные и семейные функции, то есть будет адаптирован к окружению и сумеет творчески изменять его. Можно сказать, что гармоничное развитие – это:

·  Наличие гармонии как внутри человека, так и между человеком и обществом.

·  Возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития.

·  Сформированность основных возрастных новообразований.

·  Возможность полноценного функционирования, то есть выполнения необходимых (в соответствии с возрастом) социальных и семейных функций.

Динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

Обобщенная модель психологического здоровья включает аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

   Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а так же ценности и уникальности окружающих, единства с миром. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», то есть абсолютного принятия себя при достаточно полном знании себя, а так же принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и пр.

   Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

   Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.

   Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

   Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях. При этом он предполагает приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний.

  

   В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:

·  Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон  настроения),  позитивное восприятие мира.

·  Высокий уровень развития рефлексии.

·  Стремление улучшать качество основных видов деятельности.

·  Успешное прохождение возрастных кризисов.

·  Адаптированность к социуму (у ребенка – к семье и школе).

   В соответствии с обозначенными критериями в школе проводится следующая работа по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса:

 

Работа с детским коллективом.

Для  успешного вхождения будущих первоклассников в школьную жизнь, повышения адаптивных возможностей детей в школе организовано психологическое сопровождение группы предшкольной подготовки.

На этапе адаптации первоклассников выделяется группа детей с нарушением в эмоционально-волвой и интеллектуальной сферах. По выявленным проблемам проводятся развивающие занятия.

С учащимися 4-х классов проводится групповая развивающая работа, направленная на профилактику дезадаптации в 5 классе

Основной задачей подросткового возраста является формирование представлений о себе, о своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. Для раскрытия личностного потенциала, осознания и проявления своих сильных сторон ребятам 5-6 классов предлагаются тренинговые занятия.

      Индивидуальные и групповые консультации с психологом так же направлены на сохранение психологического здоровья учащихся через формирование позитивного отношения к себе, окружающим, развитие рефлексии. Ребята обращаются по поводу сложных отношений с одноклассниками и родителями, в трудных жизненных ситуациях, по вопросам выбора профессии.

    Социальным педагогом  и психологом школы совместно реализуется программа "Зеркало" для детей, которые тяжело адаптируются и приспосабливаются в различных ситуациях. Цель работы в данном направлении - коррекция социально - психологических особенностей личности. Целевая работа с детьми «группы риска» и оказание адекватной помощи в преодолении проблем в общении и взаимодействии с окружающими. Их действия направлены на повышение коммуникативной  и социальной компетентности детей, на развитие способности конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях, на умение адекватно оценивать самого себя.

 

Работа с педагогическим коллективом.

   Наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов, индивидуальное консультирование по личным и профессиональным вопросам позволяет сделать вывод о  высокой профессиональной загруженности педагогов,  повышенном уровне стрессовой нагрузки и энергозатратности. А от психологического здоровья педагога зависит во многом организация учебного процесса, выстраивание здоровых отношений с учащимися, от которых, в конечном итоге, зависит здоровье школьника, его успешность и развитие личности в целом.

   С целью снятия эмоционального напряжения, осознания своей индивидуальности в педагогической деятельности, поиска резервов для более эффективной работы, с педагогами проводятся диагностические обследования, направленные на выявление степени профессионального выгорания, а так же тренинговые занятия .

   Помимо психологического здоровья учителя заботятся о сохранении физического здоровья. Процесс повышения или сохранения уровня здоровья в школе не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в школе. Поэтому все элементы профилактической работы распространяются и на педагогический коллектив. Педагоги принимают ежегодно активное участие в городских туристических слётах, во всероссийских соревнованиях «Лыжня России», в школе существует волейбольная команда педагогов. В конце каждого учебного года педагогический коллектив выезжает на природу. Ежегодно 100% учителей проходят медицинский осмотр.

 

 Взаимодействие семьи и школы

   Коллектив школы с большим вниманием прислушивается к мнению родителей, их пожеланиям. Ведь наша общая цель – здоровье детей, их полное всестороннее развитие. Педагогический и Управляющие Советы разрабатывают систему мероприятий, направленных на решение задач программы и её эффективной реализации:

· Приобретается мебель;

· Курируется качество питания в столовой;

· Оснащаются предметные кабинеты;

· Оказывается материальная помощь семьям.

· Для родителей проводятся встречи со специалистами.

· Родители активно участвуют во всех городских и школьных спортивно – массовых мероприятиях.

   Благодаря поддержке родителей на пришкольном участке каждую весну старшеклассники проводят мероприятия по благоустройству территории.

Ежегодно мы доводим до родителей показатели здоровья детей.

Родители обращаются к школьному психологу с запросами об информации, о разрешении конфликтов, за поддержкой. В зависимости от обозначенной проблемы психолог выполняет различные функции. В случае нарушенных внутрисемейных отношений, в том числе детско-родительских, роль психолога – укрепляющая. Такие проблемы решаются на индивидуальных консультациях.

   В случае патологических изменений, когда ребенок в силу особенностей развития испытывает трудности усвоения общеобразовательной программы, психолог выполняет диспетчерскую функцию, предлагая родителям обратиться к смежным специалистам.

   Совместно с территориальный центром социальной помощи семье и детям (ТЦСПСиД) "Юнона" при школе организована "Школа родителей", где ежеквартально проводятся заседания круглого стола по темам "Проблемы учебной мотивации", "Конфликты в семье и в школе", Как избавиться от вредных привычек", Духовно-нравственное воспитание".

  

   Обобщая нашу работу по сохранению здоровья всех участников образовательного процесса мы можем сделать вывод, что работа в данном направлении имеет важное значение и необходимо продолжать. Положительная динамика просматривается.

___

 

Дата последнего обновления страницы 17.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения